За свободу! Тактика в трико
В славные 2000-е трёхмерная картинка стремительно развивалась. Тем не менее моделям была всё ещё присуща грубость, топорность, как писали у нас - эффект буратино, дуболомов и прочих неотесанных изделий из дерева. Впечатление подчеркивалось мутноватыми текстурами. Если одни разработчики раскручивали технологию и движки для достижения сурового правдоподобия и стремились к идеалу фотореализма, то другие решали импровизировать с тем, что имели и стилизовать картинку подо что-то иное. Так ловко ещё Тим Шейфер исполнил Grim Fandango под классику кино-жанра нуар - в котором присутствуют резкий контраст и выделение объектов - а персонажи напоминали мексиканские куклы, что извиняло их угловатость.
Итак, "Силы свободы" успешно отдают дань уважения комиксам "Серебряного века", при этом являются почти пародийной игрой, главное - хорошей и оригинальной. Выбор комиксов помог также замаскировать несовершенство трёхмерного движка под рисунки карандашом с чуть грубоватыми линиями.
По жанру это тактика, близкая Commandos, например, и с элементами развития персонажей: накапливается опыт, за который покупаем новые способности супергероям или улучшаем уже имеющиеся у них параметры. Прохождение линейно, но безусловно разнообразно и ярко, так что заскучать не дадут и увлеченности хватит, чтобы пройти до финальных титров. И кроме того, потом можно переигрывать на высоком уровне сложности, или поиграть в мультиплеере.
В игре в разное время и по разным условиям мы будем набирать отряд числом четыре супера, выбирать предложат из 14 персонажей, о которых сказано ниже.
Игровой валютой для разных нужд послужат:
- Experience Points — XP (очки опыта) — для перехода героя на новый уровень развития;
- Character Points — CP (очки персонажа) — для покупки новых возможностей персонажа;
- Prestige Points — PP (очки престижа) — для возможности взять дополнительных персонажей, то есть постепенно расширять их выбор до тех самых 14 плюс некоторые другие.
Подсчёт заработка проводится после очередного уровня игры, разумеется есть нюансы для каждого вида очков.
ХР получают все персонажи команды вне зависимости от того, принимали они участие в прошедшей миссии или отсиживались на базе. Правда, кто не был на задании получит несколько меньше ХР. На уровне можно найти бонусы, но кто их съел - тот и стал опытнее.
СР получают персонажи при получении нового уровня (заполнении шкалы нужным количеством ХР). Очки навыков из того же Fallout, как пример, так что тут всё ясно.
РР - очки престижа суммируются из полученных героями во время миссии. Их количество зависит от того, насколько аккуратно и не разорительно для города дерётесь с плохишами, а также за выполнение подобия дополнительных миссий: помочь задержать преступника, например. Провинности штрафуются. Стоят ли они того, чтобы сдерживать желание покуролесить? Скажем так, обусловленные сюжетом герои всё равно окажутся в команде, но если особенно понравился какой-то (какая-то) их них и захочется взять его (её) в обход условиям миссии - то отдельно решать игроку как лучше заработать очки и стараться аккуратнее и подробнее изучать уровень очередной миссии. Стоит также отметить, что есть редактор, в котором можно создать из небольшого набора средств своего персонажа, и для него потребуется отдельно накопить очки престижа, чтобы играть им в кампании.
На заметку: Выше я упомянул, что городу можно наносить урон. В 2002 году Freedom Force отличился впечатляюще высокой интерактивностью окружения (круче только наша Операция: Silent storm, но она и выйдет позже, и благодаря этому будет с физическим движком получше). Сильные герои могут поднимать автомобили и швырять их во врагов, здания постепенно ломаются, если на крыше сидит засада, можно просто стукнуть хорошенько постройку и обрушить вместе с врагами оземь. Герои без упора на феноменальную силу способны, тем не менее, фехтовать на вырванных из земли столбах или швыряться мусорными баками. В общем тактически задействовать окружение изобретательные разработчики сумели очень достойно, да что там - просто потрясающе для тех лет! Я ещё не сказал, что авторы - Irrational games? Тогда успех игры закономерно смотрится. |
Рождение героев
Сюжет начинается классически: первым делом объясняет, откуда появится на Земле источник сверхсилы. Некоторый инопланетянин-телепат по имени Ментор сражается с жаждущим власти Доминионом, откуда-то у Ментора есть контейнеры с так называемой "Энергией Икс", и они ценны, но опасны в плохих руках. Их этот телепат и старается скрыть от Доминиона. Но преследователи сбивают Ментора в нашей Солнечной системе, а контейнеры падают на Землю. Большая часть контейнеров попадёт в типичный Американский город-мечту - Патриот Сити.
Первый уровень игры - обучающий, начнётся с истории Фрэнка Стайлса, старика, который в своё время пробовал изобличить коллегу О'Коннора в передаче данных другой стороне, но его сместили с работы из-за подлогов. И вот в этот день, когда упали контейнеры, он снова увидел своего коллегу-предателя и попытался проследить за ним, но был смертельно ранен "потенциальными врагами". Ему повезло попасть в зону действия контейнера возле исторического памятника (Minuteman, ополченец Войны за независимость) и вмиг исцелившись, помолодев и обретя супер-силу, он поклялся стоять на страже города и быть известным как Минутмен.
Особенность повествования в той же стилизации под комиксы: структурно каждая миссия - некий выпуск комикса. Миссии объединяются в арки, заканчиваются на интересном, интригующем месте, при этом сопровождаются зачитывающим текст диктором, который проникновенно вопрошает "удастся ли нашим героям справиться?", "удастся ли нашим храбрецам остановить злодея?" и каждый раз зовёт на продолжение: "не пропустите продолжение увлекательной истории Freedom Force!". Стоит отметить, что на мой взгляд русская локализация получилась удачной,перевели только текст. А наличие пафоса в данной игре, что называется - следование канонам и заветам жанра. Можно разве что задаться вопросом о именах собственных и прочих тонкостях, но как вышло в итоге не раздражает. Так что Новый диск молодцы. Прошу прощения: похоже Новый диск издавал только продолжение, не нашел записей об издании игры силами какой-либо нашей фирмы, а перевод - русификатор от Zone of games. Грешит тем, что имена некоторые неудачно записаны (Man-Bot - Чело-Бот, например), иногда одно и то же называют по-разному, что путает при обучении, например,"Свободный удар" или, как пишет текст обучения, "Удар за свободу", да и текст подписей местами плохо поместился. В остальном хороший перевод и поможет насладиться сюжетом и шутками.
В дальнейшем Минутмен встретит других людей, ставших супергероями, и в итоге они сообща будут разбираться с теми, кто поддался "тёмной стороне" и захотел быть суперзлодеем (кого-то даже перевоспитают ещё). Встретят и Ментора, который решит взять землян под свою опеку, раз уж контейнеры протекли, и дать отпор Доминиону.
Повествование будет разбавляться шутками, красочными раскадровками в стиле комикса, рассказывающими историю рождения тех или иных героев, небольшими ответвлениями в виде миссий не относящихся к основному сюжету - вы их не пропустите, тем самым игроку дадут передохнуть от призывов Ментора к борьбе с Доминионом и насладиться самим процессом игры и геройскими буднями.
Героическая тактика
Рассмотрим игровой интерфейс и систему боя.
Игра идёт в режиме реального времени, но всегда можно поставить на паузу для удобства раздачи команд. Присутствует удобное контекстное меню: по клику мыши на объект-субъект мы получим список возможных действий или спец-приемов героя. Кликая по местности, если герой летает, мы можем указать ему не просто "пойти туда", а "полети туда".
Бледно-серая зона будет отмечать зону воздействия атаки, если она не точечная. Учитывая наличие в игре режима "огонь по своим" и опасности испортить город или его жителей, при планировании атак стоит обращать на эти зоны внимание.
Каждая миссия имеет секреты, которые стоит поискать, чтобы получить больше опыта - зеленые контейнеры энергии Икс - и соответственно скорее развить своих героев до грозной силы. Плюс - небольшие дополнительные задания, почти сайд-квесты.
Во время битвы неизбежно менее выносливые герои могут быстро потерять своё здоровье, если это не оговорено условиями поражения - не беда. Как только оставшиеся на ногах бойцы справятся с противником, павшие герои очнутся. К тому же у каждого из них есть "медалька" у портрета - возможность героического воскрешения павших вокруг или героического лечения. Портрет щеголяет полосками здоровья внизу - красная - и энергии Икс сбоку - синяя вертикальная. Энергия тратится на атаки и способности, после боя постепенно восстанавливается. Обычно на прохождение битвы при грамотном использовании её хватает, в остальных случаях - ищем синие (энергия) и красные контейнеры (аптечки). Кроме того персонаж Мэн-Бот по своей природе ходячая батарейка и имеет способности делиться энергией с союзниками.
Миссия пройдена и смотрим статистику, думаю по скриншотам всё наглядно:
Затем можно выбрать героев для прокачки:Прежде чем покупать за СР способности, можно посмотреть подробное их описание, в переводе это кнопка ВИД. Кроме способностей есть атрибуты - сравним их с перками из Fallout. Например, Минутмен изначально имеет атрибут Джампер - позволяет забираться на здания. Кому-то можно купить возможность летать, также к атрибутам относится приобретение дополнительной "медальки" для героического лечения или воскрешения. Новые атрибуты и способности открываются по мере приобретения и улучшения уже доступных.
Вот у нас способность для активации щита. Галочками отмечены типы урона, от которых она защищает. Если сравнить игру с привычными РПГ про магов, то здесь можно отметить несколько стихий. Их суть вполне наглядно и очевидно вытекает из скриншота выше, дам пояснения по поводу ментальной и таинственной стихий.
Ментор, например, владеет ментальными способностями, что даёт возможность получать контроль над противником и делать его временным союзником, другая возможность - усыпить противника. Можете представить, как неприятен враг-телепат. У Минутмена можно будет купить атрибут, повышающий силу воли, сопротивление ментальным атакам.
Таинственная - это, как ни странно, всамделишняя магия. То есть герой с такой стихией творит дела, которые можно только магией объяснить. Превращение во что-то, левитация или атака в духе Гарри Поттера "экспелиармус!" - и враги полетели врассыпную.
Способности имеют наглядные пиктограммы кулака, стрелки, щита и так далее. Кулак - атаки ближнего боя, щит - оборонительные навыки, стрелка - атаки дистанционные. Расходящиеся из точки стрелки - способности по площади, и так далее.
И конечно все персонажи имеют типичные РПГ-характеристики Strength (STR) — сила, Speed (SPD) — скорость, Agility (AGL) — ловкость, Endurance (END) — выносливость и Energy (ENG) — энергия.
Отмечу, что в игре есть база данных, в которой можно посмотреть информацию по супергероям, их врагам и приспешникам (слугам, миньонам) врагов. Так вот - эти вражьи "шестёрки" имеют показатели, характеризуемые как "низкая сила", например. У супергероев разумеется в той или иной степени параметры завышены благодаря Энергии Икс, но имеется и баланс. Так Мэн-Бот очень медленный, зато в остальном хорош: и стрелять может, и крепкий. А Буллет-Пуля - быстрый, убежит далеко, заскучает ждать пока Мэн-Бот дотопает, попадёт в драку - может быстро схлопотать на свою голову шишек, так как послабее. Кроме того персонажи имеют "материал" из которого они состоят - это влияет на восприимчивость к тем или иным атакам. Скажем, Минутмен как всё-таки человек - "плоть". В игре встретятся роботы - для них характерно "железо", и значит есть броня против ударов, их лучше электричеством пронимать. Всё в уме держать не приходится, так как во время планирования атак в контекстном меню будет достаточно наглядной информации с пиктограммами способностей, пиктограммами стихий около противника (и наших героев), если они на красном фоне - значит есть уязвимость. Плюс к этой информации - прогноз наносимого урона. Ставим на паузу и всласть анализируем обстановку.
Заметка о героях
Для примера расскажу о нескольких персонажах, но лучше я оставлю разбор героев, прокачки и - если хватит сил и времени - прохождения на другие публикации.
Про Минутмена было сказано выше, формально он - главный среди команды FF, благодаря переливанию его крови для спасения одного паренька появится персонаж Либерти Лэд - этакий Робин и сын полка. Вернёмся к Минутмену. Он достаточно хороший боец, хотя и без оригинальности - типичный силовик точечного воздействия. Зато он полезен для проведения чистой работы, чтобы бить именно врагов, не повреждая здания или окружающих.
В то же время Ментора можно назвать начальником Минутмена, покровителем всех героев. В конце-концов он же контейнеры обронил, так что кому ещё заботиться о своих последствиях? Угадывается образ Чарльза Ксавьера из Людей-Икс, как по способностям, так и внешнему виду. Для непосредственного боя малопригоден, потребует особого подхода с его навыками. Будем действовать врагу на нервы!
Эль Дьябло - мой личный любимец, так как самый весёлый супер в команде. Когда остальные ломают комедию с серьёзной миной - кто-то влюбленность безответную питает, кто-то терзается великой силой и ответственностью, горячий парень балагурит, отсыпает комплименты девушкам и пытается ухаживать за другой героиней - Алхим-мисс (а у той как раз влюбленность в другого...). Со временем купите ему огненный шар, но помните о большом радиусе поражения.
Персонаж Мэн-Бот трагичный: хотя он в первую очередь напоминает Железного человека, его терзания великой силой и ответственностью отсылают уже к Питеру Паркеру. Суть в том, что он пропитался Энергией Икс, но контролировать её ему ох как непросто. Подобно Солнцу, он то и дело покрывается протуберанцами этой энергии, и наносит урон всему вокруг. Чтобы сдерживать их импульсы, ему изготовили костюм, в котором он и вынужден жить дальше. Медленный, но мощный герой.
Пожалуй на этом закончу. Остальных персонажей впереди ещё много, каждому будет посвящена история рождения. Приведу пример такой раскадровки, кто английский на слух знает - будут в плюсе:Каковы подвиги?
А итогом служат такие вот красочные, размашистые битвы:
Freedom Force безусловно игра редкой высокой пробы, чему способствует весь набор заложенных авторами идей и изобразительных средств. Есть свой фирменный, узнаваемый стиль, картинка благодаря художникам не стареет - она почти вне времени. Постановка сюжета и сценарий не только увлекательны, но и сдобрены разнообразием ситуаций и шуток. Сам геймплей удачен и имеет в основе хорошую систему боя и развития героев. Музыка не надоедает, и задаёт хороший тон процессу.
Что можно поставить в минусы, просто отметить, чтобы не было слепого прославления и предостеречь игроков? Несмотря на трёхмерность, нам демонстрируют больше изометрический вид: высокие объекты порой сильно мешают обзору, хотя и становятся прозрачными. Камера несколько ограничена а навигации, в общем идеал для меня был в нашей Операция: Silent Storm. Далее, сейчас, освежая память и набирая скриншоты для статьи, столкнулся с глюками управления - герой не бежит в заданную точку, а продолжает бежать куда-то в дали-дальние, мой Минутмен и вовсе убежал за пределы карты в черноту... приходится как-то более сосредоточенно контролировать процесс игры и управления подчиненными, хотя в первый раз игра не так напрягала. Так что будьте готовы к возможным непредвиденным проблемам. Другие казусы, глюки или ошибки не так заметны , стоит только помнить про интерактивность окружения - помнится Крис Тейлор ради баланса убрал из Supreme Commander физику, так как не хотел, чтобы из-за какого упавшего от взрыва дерева накрылся весь стратегический замысел игрока и начался хаос цепной реакции взаимодействующих объектов. Но Freedom Force не строгая тактика, так что в данном случайные происшествия можно стерпеть.
Даже в наших краях, не особенно знакомых с культурой комиксов, игра снискала свою минутку славы, что уж говорить об остальном мире? Так что последующее продолжение Freedom Force vs. the Third Reich будет закономерным развитием успеха. Затем - затишье. Будет ли ещё подобное - только время покажет. Сейчас разработчики больше заинтересованы в развитии BioShock, в чем и пожелаю им успехов.
9 баллов подытоживания ради.
Музыкальный бонус.