Часто ли вы попадали в такую неловкую ситуацию, когда сказать что-то надо, но говорить при этом практически нечего? Я вот пребываю в таком незавидном положении с плачевной регулярностью – и не найти даже толком, где кроется корень этого зла. То ли сюжет не тащит, то ли геймплей не затягивает, то ли просто лыжи не едут. Проект, о котором я сегодня вещаю вам (будем откровенны – вещаю немного через силу), носит название FUSE.
Игру для нас создала старая добрая студия Insomniac Games, которая немногим ранее подарила геймерскому сообществу довольно играбельную серию Resistance, а чуть более многим ранее - Ratchet & Clank. Видимо, в один прекрасный день этой бравой команде опостылело клепать бесконечные продолжения (к которым, как известно, требования всегда оказываются завышены) в четырех стенах на задворках Sony, и родилась у них идея сделать такую игру, которая угодила бы всем. Так получилась FUSE.
FUSE – это кооперативный шутер от третьего лица с преферансом и блудницами. Сюжетно он в чем-то даже перекликается с недавно в красках обрисованной мною RE – Revelations: здесь нам тоже предстоит иметь дело с глобальным террористическим заговором и страшными веществами, которые превращают простого нашего брата в какую-то кошку-упорошку. Страшное вещество, с которым предстоит иметь дело, как раз-таки и носит название «fuse»; эта инопланетная материя являет собой практически неиссякаемый источник энергии и радостно взаимодействует со всем, с чем только можно: можно с ее помощью модифицировать оружие и создавать непробиваемую броню, а можно и по венам ее гонять с переменным успехом. Причем, последний вариант применения приводит к красочным и довольно-таки массовым галлюцинациям. Дабы остановить террористов, сквад из четырех бравых бойцов обоего полу и всевозможных рас попеременно гоняется на базы то под водой, то в космосе, то еще в каком злачном месте, и суммарно этой беготни насчитывается на шесть длинных миссий, каждая в среднем по два часа.
Шутер, напоминаю, кооперативный, и строго рекомендуется проходить игру с друзьями, но если таковых нет (привет, ноулайферы!), ваших напарников могут заменить и боты, которые, к сожалению, не отличаются ни умом, ни сообразительностью. В forever-alone прохождении существует возможность по желанию переключаться с одного бойца на другого, и каждый из них обладает собственной фишкой. Один из ваших бравых ребят носит при себе оружие, способное создавать мощный энергетический щит, другой палит из арбалета с разрывными болтами, в арсенале третьего – экспериментальная пушка, кристаллизующая врагов, четвертый же стреляет по злопыхателям сгустками антиматерии. Не сказать чтобы все четверо прямо так уж хорошо друг друга дополняли в бою, но фантазия, с которой подошел создатель к дизайну оружия, в общем и целом носит приятный окрас. Оно стильно выглядит и прикольно трещит, а враги под его воздействием очень пластично корчатся и эффектно разлетаются на куски. Иной раз можно поймать себя на мысли, что разрываешься между выбором – попялиться ли на прекрасно анимированный филей рыжеволосой Иззи или пострелять по врагам миниатюрными черными дырами. Если играть во FUSE с друзьями, возможность обмена персонажами также наличествует, но придется договариваться, и чьи-то интересы обязательно будут ущемлены.
Самый большой плюс в пользу того, чтобы не играть с ботами – это просто феерически тупой ИИ. Минут через двадцать игры вы более-менее смиритесь с мыслью, что из всех четверых вы единственный человек в команде, кому под силу открыть дверь. На втором часу придет примирение с тем, что все мы смертны, когда в очередной раз окажется, что ваши боты показывают инсталляцию «Волк и семеро тупят», пока вы в гордом одиночестве ловите все пули в эпицентре перестрелки, а они даже не торопятся оживить вас при передозировке свинца и фьюза в организме. Кстати, эта игровая условность реализована достаточно забавно: будучи фатально подстреленными, вы кряхтя и стеная ползете в какую-нибудь сторону, пока к вам не подбежит один из напарников и не уколет вас какой-то целительной дрянью. Анимация укола сделана так, что колют, как правило, куда угодно, но не в вас. Чаще можно наблюдать, как напарник всаживает шприц себе в ботинок, например. После этой небольшой операции вы снова скачете и радуетесь экшену, многократно смертельно раненный, но обколотый по самое не хочу.
Поначалу игра вызывает бешеный восторг: смотрите-ка, тут реально есть все! Все-все, что удовлетворит неприкаяннейшую из неприкаяннейших геймерских душ: и система укрытий, и элементы стелса (кстати, у вражеских ботов интеллект тоже сугубо искусственный, они не увидят вас до тех пор, пока вы не попрыгаете прямо у них перед носом), и великое разнообразие в оружии, и система прокачки персонажей, позволяющая становиться быстрее, выше, сильнее, смертоноснее (и социальнее), и куча записок и аудио-дневников, и даже элементы акробатики! Чего ж тебе еще, неверный, надо?! А вот чего. Вскоре наступает тот неловкий момент, когда вы понимаете, что все интересное, что в геймплее было, вылилось на вас в первые же полчаса, и дальше уже, к великому сожалению, не станет ни капельки интереснее. Игра больше не удивит вас. И это достаточно печально, потому как в самом начале было в общем-то прикольно. А дальше вас начнет одолевать скука, потому как и уровни все однотипны, и новых врагов показывать вам никто особо не торопится.
Помимо прочего, в игре присутствует особый режим Echelon, знакомый нам по другим играм под другими именами, в нем уже знакомой нам по основной кампании опергруппе Overstrike 9 предстоит одну за другой отбивать усиливающиеся волны соперников. Мы это видели в Gears of War, почти это же мы видели в WarHammer 40k: Space Marine, да и, в общем-то, достаточно еще где. Оригинальности в этом режиме мало, но стрельба организована достаточно грамотно, и такое времяпрепровождение может прийтись по вкусу тем, кто просто любит хорошо и смачно пострелять, не опираясь на сюжетные костыли.
Одна из главных проблем FUSE – это ее адская серьезность. Боже, да она серьезна как ёж на обувной щетке! За всю дорогу вы не встретите ни одного интересного, характерного, запоминающегося непися, не столкнетесь ни с одним хоть мало-мальски харизматичным персонажем. Только перестрелки, только бег из точки А в точку Б, только хардкор. Внезапно FUSE раскрывается как курсовая работа девочки-отличницы: все вылизанное, ровное, техничное, практически идеально продуманное… но такое мертворожденное. В какой-то момент я и вовсе почуяла, что мне приходится по большей части развлекать себя самостоятельно. Не игра, а какая-то сплошная мастурбация, да простят меня ненароком забредшие сюда дамы.
Игра заслуживает честного трояка по пятибалльной шкале: шмалять из разнообразных пушек легко и приятно, навешивать хедшоты из укрытия – сплошное удовольствие, попы у женских персонажей отличные, но за этим всем, увы, больше ничего не стоит. Ни сюжета, ни атмосферы – и в помине нет, а многие игровые условности порой заставляют руку предательски на полной скорости нестись к лицу. В итоге, в лице FUSE мы имеем крепкий и годный, но все-таки середняк.
Итог – 6/10.