Все проблемы, что были до сих пор – цветочки; приступаем к сбору ягодок: боям с участием вреди… то есть, «союзников». И если проблему с нехваткой заклинаний решить всё же можно, собирая и откладывая необходимые свитки; то проблема с бестолковой толпой «помощников» (которую по недоразумению именуют войском) поддаётся решению с очень большим трудом. Поскольку иного пути к финалу – увы! – нет (а если быть до конца точным: его не предоставили игроделы), придётся идти этой тернистой дорогой…
Начнём, разумеется, с инвентаризации: стоит разобрать на кристаллы все не нужные предметы первого-третьего уровня. Какие не нужны? Те, что не имеют высоких защитных или усиливающих свойств. Предметы четвёртого-пятого уровня разбираем крайне осторожно, по одному, каждый раз сохраняя игру: из них могут выпасть руны.
Это важно!
Ни в коем случае не разбирайте предметы, увеличивающие количество свитков в вашей книге магии: экипировав их, вы сумеете унести большее количество необходимых свитков, чтобы не возвращаться каждый раз к месту хранения. Если предмет высокого уровня не желает давать при разборке руны, бесполезно загружать-сохранять игру: лучше поменять локацию, и попытаться разобрать его на новом месте. В этом случае может повезти!
Навели порядок в рюкзаке? Отправляемся в Новый Кордар, к Руноведу – менять руны. Имеет смысл менять руны небольшими порциями, по 15 штук; «вбивать» их в нужные навыки и лишь после этого - продолжать обмен. И, разумеется, совершено необходимо перед началом обмена сохранить игру в отдельный слот!
Это интересно!
Если вы шли своим путём, давно получили семидесятый уровень и скопили немного золота – вернитесь на Исланд, к пингвину, чтобы закупить у него дополнительные руны. Но лучше делать это после завершения обмена в Новом Кордаре. Тем более, что выход на Гронтланд находится неподалёку, а от него рукой подать до Исланда.
Сколько и каких свитков магии странствий необходимо запасти для финальных боёв (в том случае, если все они у вас есть.)? По три свитка «Магический поток», «Броня титана», «Сила мысли», «Безумный гнев» и два свитка «Улыбка Фортуны». Первые четыре эффективны в течение двух боёв каждый, последний — три боя; больше вам не понадобится. (Три боя за «союзников», по одному — с соратником Эрика и самим Эриком, один — с Гилфордом. Итого — шесть боёв.) Хорошо бы ещё иметь в запасе «Меч титана», но тут уж как повезёт...
Об остальных нужных заклинаниях и экипировке я расскажу чуть позже, по мере развития событий.
О комплектации войск каждый решает сам, я приготовил четыре отряда: чёрные и ледяные драконы будут биться в четвёртом и финальном боях, красные драконы и паладины – там, где возможна невидимость. Теперь можно в бой!
Против Дедреда вышел Лас Ксаринд. В этот раз я приготовился лучше; свободные места в книге магии были заполнены необходимыми свитками; в кристаллах и мане также не ощущалось недостатка.
Первый раунд, единороги отобрали ход у противника – уже хорошо. «Масляное облако» с таким расчётом, чтобы перекрыть три отряда скелетов-лучников, и ярость Гудриды. Оказалось, что вражеским лучникам плевать на «Масляное облако» - стрелы выпущены, мои войска понесли ужасающие потери да ещё и отравлены: так не пойдёт.
Следующий бой начал с ярости Гудриды, поджёг многих врагов и заключил два отряда скелетов-лучников в «Ледяную скорлупу». (Первое применение этого заклинания за всю игру! В нём просто не было нужды.)
Однако на втором ходу скорлупа рассыпалась: скелеты были подожжены Гудридой, их горение оказало плохую услугу: скорлупа рассыпается при получении повреждений заключённым отрядом.
Третья попытка: не стал никого поджигать, вызвал лавового голема и вновь взял вражеских лучников в ледяной плен. Но коварный Дедред на втором ходу телепортировал своих древних вампиров в мои боевые порядки! В двух первых попытках он увлечённо снимал эффекты горения со своих подданных; и поменял тактику, когда некого было тушить. Эльфийские лучники выстрелили по вампирам – промах. Энты напустили на них осиный рой, вновь промах. Достаточно.
Четвёртая попытка: ярость Гудриды с таким расчётом, чтобы не задеть два отряда костяных лучников; после чего они запираются в прозрачных клетках. Дедред выступает в роли пожарного, мои лучники и энты прореживают вампиров.
На третьем ходу враг подобрался вплотную, начался рукопашный бой, свободный отряд скелетов-лучников убил двух энтов; пришлось применить «Возврат времени». Энтов вернул, но что я буду делать с гигантами гномов? Как вариант, сделать их невидимками… Впрочем, это позже.
«Огненный дождь» на ряды врагов, и – «Феникс». К этому моменту у меня было уже два отряда призванных медведей, которые не двигались с места и лишь прикрывали собой друидов. Причём медвежьи бойцы помогли нейтрализовать злогна: были вызваны на его клетку.
Соединёнными усилиями вампиры и привидения уничтожены, феникс и медведи выдвигаются вперёд – вызывать огонь на себя. Дедред применил «Ядовитый череп» на энтов; «Возврат времени» спас ситуацию.
У врага остаётся три отряда скелетов-лучников: два всё ещё сидят в ледяной скорлупе, третий – щиплет травку на поле боя. «Управление гневом» и «Воскрешение» на всех павших. Феникс поджигает баранов, Красный дед (Санта Клаус, что ли? Б-р-р-р) самозабвенно их тушит, время от времени пытаясь отравить медведей.
Войско в полном составе и энты наносят последний удар.
Уф… Кто там следующий – Магникат? Да – он.
Викинги храбро вступили в бой – особенно отличились волхвы - и столь же храбро из него выступили…
Вторая попытка, третья, десятая… Хм, может, лучше гномы? Двенадцатая, пятнадцатая, двадцатая атака – без жертв не получается. Никак.
К тому же меня поджидал ещё один ехидный «сюрприз» разработчиков: у гномов и викингов количество маны ограничивалось - вот тебе 180 единиц, воюй на здоровье. И плевать, что у главного героя её гораздо больше!
Постепенно, однако, я стал находить закономерности в поведении врага. (Я пониманию, что Магникат – всего лишь нарисованный герой. Просто так легче вести повествование!)
Мёртвый полководец совершенно не выносил быстрых потерь в рядах своего войска и отвечал «Армагеддоном», в одном случае – дважды подряд.
Если в войсках появлялась брешь – один из отрядов выдвигался вперёд, Магникат моментально телепортировал на его место чёрных рыцарей.
Защита от телепорта вражеского отряда - кучка золота на свободной клетке.
При задержке хода любым отрядом – накладывал на него «Гипноз»: однажды у меня были загипнотизированы две группы подряд; в другой раз злодей коварно «соблазнил» северных воительниц – последними остатками своей маны!
И время от времени увлекался пироманией: «Огненной стрелой» и «Огненным дождём». Корн Дигор терял в пламени одного-двух гигантов, зато Асвальд – десятки бойцов.
Впрочем, и того, и другого было достаточно для проигрыша. Однажды я почти выиграл – у мертвеца оставалось пять единиц маны. Разумеется, он потратил их максимально эффективно – метнул в гигантов «Огненную стрелу». Те загорелись, а единственный «Возврат времени» я истратил в предыдущем бою.
Поначалу "Масляное облако" нейтрализовало вражеских лучников, позволяя им наносить ноль урона. Но в последующих раундах, словно насмехаясь, скелеты-лучники упорно игнорировали "Масляное облако" - попросту выбегали из него вперёд и выпускали стрелы. С предсказуемым результатом...
Иногда Магникат вообще «уходил в засаду» - три-четыре раунда не применял никакой магии и, казалось, равнодушно наблюдал за сокращением численности своих войск. Если это – сокращение численности – происходило чересчур быстро, за паузой следовал «Армагеддон». Вовремя обнаружив «засаду» (в азарте боя, ага), я резко уменьшал активность своих бойцов; в этом случае Магникат неторопливо открывал демонические порталы – благоприятный исход!
Если, конечно, из портала не вынырнут демонессы и не очаруют ваших воинов, или не зашвырнут их в гущу вражеского войска.
Стоит ли упоминать о таких мелочах, как 12 тысяч скелетов-лучников в трёх отрядах, требующих неусыпного контроля?
Я попробовал переиграть первый бой: с Дедредом справились гномы, а на Магниката двинулись эльфы. На первом же ходу завывающий от радости злодей обрушил на энтов «Огненный дождь» и бой завершился: увы, ходячие деревья не сумели попрыгать с моста в ров, чтобы потушить огонь водой. Зато стало понятно: если кто и может победить Магниката, то только гномы.
Это интересно!
Разумеется, я мог обратиться за помощью к демонам и пригласить для участия в битве Ксеону. Но в этом случае не осталось бы никакой надежды на получение титула «Самоуверенный».
И в четвёртом, самом страшном бою, проходящем на подступах к замку в полном окружении, пришлось бы командовать не своей армией, а «союзниками». Нет уж, я и без того сыт ими по горло!
Для того, чтобы избежать потерь среди гигантов, я вновь провёл переподготовку, распределив руны ещё раз: немного по-другому. В частности, отказался от трёх уровней «Любимца богов» – урон слишком мал, а рун расходуется много. Зато до предела поднял «Ярла»: ради повышения морали викингов, и «Щит гнева» - чтобы войска имели хоть какой-то шанс сбросить эффекты поджога и отравления в начале нового хода.
Поменял экипировку: коль скоро количество маны не больше 180, лучше увеличить интеллект. Потратил драгоценное время на визит к «запаснику»: не зря же я продавал все нужные свитки в замки Каррадун и Кирасар.
Доблестные викинги разгромили Дедреда: пришлось добавить в книгу магии свиток «Одарение»; северные воительницы не всегда вовремя успевали с воскрешением.
Вот это шарахнули воительницы!
Да и берсеркеры не подкачали!
Кроме того, викингам пригодились «Призыв феникса» и «Ледяная скорлупа».
Гномы вышли против Магниката, имея уровень интеллекта в 72 единицы – ого! – и проиграли… Попросту не хватило маны для воскрешения. Да что такое!?
Я убрал из экипировки почти все предметы, повышающие интеллект (даже мантию чародея!), заполнил свободные места всем, что защищало от огня (всего два предмета) и было противно нежити. Поставил старшей Гудриду – для увеличения количества ярости. Гномы, ворча в бороды и отплёвываясь, вновь отправились в бой.
Первый раунд: «Ледяная скорлупа» на два отряда скелетов-лучников, ярость Гудриды – на остальных. Пушкари «выносят» третий, самый малочисленный отряд костяных стрелков; дроиды – бьют по драконам, инженеры – мечут бутылку в гущу врагов. Гномы добивают подлетевших драколичей. Неплохо!
Магникат обрушил «Огненный дождь»! Сыграло свою роль умение «Щит гнева» и защита от огня: никто не загорелся, но один гигант сильно пострадал.
Следующий раунд: «Лечение» на гигантов, бережём ману и второе заклинание – на всякий случай. Инженеры вызывают дроидов, пушкари бьют по приближающемуся и застревающему в ловушках на узком мосту противнику (вы всё ещё считаете, что титул «Капканщик» бесполезен?). Гномы стоят на месте: враг далеко - и получают «Гипноз». Контрзаклинание «Гипноз» и гномы вновь наши. Ярость Гудриды.
Третий раунд: куча мала. Привидения и вампиры приблизились вплотную, перекрыв, к счастью, дорогу чёрным рыцарям. Дроиды второго ряда и пушкари бьют по рыцарям, дроиды первого ряда и гномы бьются с остальными врагами. Гиганты тихонько и скромно стоят в сторонке. Магия используется один раз – «Воскрешение» на гномов. Ярость Гудриды. (Ярость Гудриды в каждый раунд - не ошибка текста: я действительно могу применять ярость Гудриды так часто: лучше понемногу «поджаривать» противников, чем однократно наносить им серьёзный урон. К тому же это заставляет вражеского героя тратить ману и время на снятие эффектов горения.)
Это важно!
Без крайней нужды не используйте магию дважды за раунд: когда со скелетов спадёт скорлупа, понадобится одновременно нейтрализовать два отряда; в противном случае мало не покажется никому. Да и для нейтрализации гипноза пригодится – либо «Гипнозом», либо – «Бараном». По этой же причине стоит выбирать первое заклинание таким образом (не более 20 маны), чтобы можно было применить второе.
Четвёртый раунд: из портала выпрыгивают демонессы и выдёргивает пушкарей прямо к тысячному отряду зомби, а на их место помещают чёрных рыцарей.
Телепортом пушкари убираются на другой конец карты – меж двух хрустальных сфер со скелетами-лучниками.
Дроиды восстанавливают друг друга и отбиваются от привидений, остальные бьют рыцарей. «Огненной стрелой» поджигаются гиганты. Заклинание осталось одно, нет возможности снять горение и вылечить их – «Возврат времени».
Пятый раунд: вышедшие из плена скелеты вновь убираются в хрустальные гробы. Зомби телепортированы к пушкарям, и те вынуждены принять бой: заклинания истрачены, спасти бойцов нельзя.
Шестой раунд: добиты чёрные рыцари, пушкари телепортированы на их законное место в рядах гномьего войска и частично восстановлены «Воскрешением». Добиты все вампиры и привидения, но открываются новые порталы. С помощью «Управления гневом» ярость перекачивается в ману.
Через несколько раундов у Магниката закончилась мана. Скелеты-лучники с помощью дроидов и препятствий заблокированы таким образом, чтобы не могли отбежать для выстрела и были вынуждены сражаться врукопашную.
Накапливаемая ярость переводится в ману, павшие воскрешаются. Дроиды не атакуют, а обороняются до тех пор, пока все погибшие не возвращены в строй. Победа!
Для неё гномам понадобились следующие заклинания: «Лечение», «Возврат времени», «Управление гневом», «Ледяная скорлупа», «Гипноз»; «Телепорт» и «Воскрешение» были в их книге магии.
Выбора нет – у нас остались только эльфы. Если противник применит огненное заклинание по ходячим дубам… Будем надеяться, что вампир не любит огня.
Щиты и защищают, и мешают атаковать противника. Впрочем, в эльфийском войске только один отряд чисто ближнего боя – единороги. Ставим их на правый фланг, древних энтов – на левый. «Карлика» левому отряду некромантов, «Фантома» - древним энтам. Лавовый голем блокирует скелетов-лучников.
Второй раунд: первая и важнейшая цель – некроманты, своей способностью они легко превратят сражение в бесконечное. Единороги сразу же уничтожают «свой» отряд некромантов, эльфийские лучники – второй. Полдела сделано!
Скелеты-лучники отправляются щипать травку. Чёрные рыцари наносят урон единорогам и развоплощаются ответной атакой. Друиды вызывают медведей, энты напускают ос на скелетов и зомби.
Третий раунд: весь огонь на три вражеских отряда, подобравшихся к единорогам. Как только освободилась клетка перед ними - «Фантом». Оставшиеся противники отгораживаются от единорогов ледяной стеной, чтобы не мешали «Воскрешению».
К слову, в эльфийскую книгу магии для победы пришлось добавить только «Воскрешение», остальные необходимые заклинания у них были.
Вот и всё: численность пострадавшего отряда восстановлена, враги добиваются медведями, стрелами и осами; завершающий удар наносят друиды.
А что же магия Фон Варрона? В этом сражении она была настолько несерьёзна, что я даже не запомнил, какие именно заклинания он использовал. (При том, что на «Нормальном» уровне сложности Фон Варрон просто извёл меня «Гипнозами».)
Союзники закончились! Ур-р-ра-а-а!
Вновь меняем экипировку: защита от нежити не так нужна, в бой вступит единственный отряд (наш! наконец-то!); поэтому увеличиваем до предела количество маны.
Это интересно!
В предыдущих прохождениях Танаторис изрядно «доставал» меня «Гейзером»: невидимые красные получали урон, воскресить их было нельзя. Пришлось выставлять на бой ледяных и чёрных драконов. В этот раз я решил взять паладинов, неплохо переносящих урон от «Гейзера», к тому же их можно воскрешать. Чтобы паладины ходили первыми, добавил в экипировку куклу шамана, на две единицы снижающую инициативу врага.
Паладины подвесили «Облако яда» над единственным отрядом некромантов и ушли в невидимость. Вот сейчас Танаторис как шарахнет «Гейзером»! Но что это!? «Оковы магии»? На невидимых паладинов? С ума он сошёл, что ли?
Так и пошло: Танаторис весь бой то снижал защиту паладинов, то навешивал на них оковы. Как только некроманты и их свита получили по девять раундов отравления, облако иприта переместилось на чёрных рыцарей; чтобы скелеты-лучники не сбежали из зоны поражения, я заблокировал их ледяной стеной.
Враг травился, поджигался и замораживался; паладины бесстрастно наблюдали за процессом, время от времени обновляя «Невидимость» и, вероятно, ухмыляясь под забралом при очередном заклинании Танаториса: «Гейзер» так и не ударил.
Победа!
Что, скучно стало во время двух последних боёв? Получите очередной «сюрприз» от игроделов: чистую книгу заклинаний. Разумеется, кто предупреждён, тот вооружён: моя книга была забита невыученными свитками и завалена грудой кристаллов. Правда, большинство свитков не понадобилось; но пусть лучше они есть, и не нужны, чем нужны, а их нет.
Это интересно!
Поместить такое количество свитков в книгу магии мне помогли два вида предметов и развитые магические умения, повышающие количество переносимых свитков. В противном случае пришлось бы, чертыхаясь, бегать по всем островам в поисках нужных заклинаний. Не забывайте, что свитки магии странствий также занимают место в книге, точно рассчитывайте их необходимое количество. (В общем-то, они не нужны почти нигде, кроме финальных боёв и сражений с боссами.)
Для победы над Эриком понадобилось всего четыре заклинания, экипировка подошла та же, что и в бою с Танаторисом. В первом раунде паладины стали невидимками и принялись, по привычке, травить, жечь и морозить врага.
Ошалевший от проигрыша своих союзников Эрик не придумал ничего лучше, чем воскрешать свои павшие отряды: прямо под ядовитым облаком. Пару раз он вызывал фантомов, но тем не на кого было нападать. Простой и скучный бой…
Из личного опыта.
Первый раз столкнувшись с пустой книгой магии – я имел обыкновение продавать все лишние свитки – подумал, что это очередной зловредный баг. Загрузил сохранёнку, под зубовный скрежет переиграл бои с союзниками: с тем же результатом. Пришлось побегать по замкам и магазинам: к счастью, игроделы не додумались уничтожать продаваемые заклинания, как это происходит с предметами. Я так и не выяснил, баг это или нет: очистка магической книги перед финальными боями. Если баг – почему его до сих пор не исправили? Если задумка игроделов – без комментариев…
Получен титул «Самоуверенный», готовимся к встрече с Гилфордом. Но сначала завершим квест с Землеройкой: нет, я не забыл своего обещания!
В этот раз я решил дело миром, убедив Статора не активировать своё творение. Получив руны и два предмета экипировки, не забудьте вновь поговорить с Гуттаром: он выдаст последнее задание – найти и наказать Рода Гнилозубого; злодей прячется в пещере на этом же острове.
Вперёд, к Гилфорду!
Вновь меняем экипировку, увеличивая защиту и снижая повреждения от магии астрала. Мана не нужна: ведь вы же хотите получить титул «Умник», верно? Я выставил на арену единственный отряд чёрных драконов, как наиболее защищённых и опасных в атаке.
Первый раунд: вампиры и скелеты-лучники Эрика уничтожают вражеских некромантов – великолепно! Некроманты Эрика поднимают павших врагов – ещё того лучше! Драконы тихонько стоят в сторонке… Оказалось – недостаточно далеко: взорвавшаяся костяная бомба уничтожает одного из них. Какая досада!
Второй-третий раунды: все войска Гилфорда уничтожены и вновь подняты некромантами; подчинённые Эрика принимаются за босса. «Армагеддон»! Чёрные драконы пострадали мало, но вот остальные союзники… В добавок Гилфорд щедрой рукой продолжает разбрасывать костяные бомбы.
Десятый раунд: Гилфорд трансформировался в дракона, от войск Эрика почти ничего не осталось – отряд чёрных рыцарей с весьма мощной атакой (за счёт умения «Неистовство») и крохотный отряд скелетов-лучников. Чего бы им стоять на месте? Нет, перед выстрелом лучники шагнули в сторону, и ответная «Звезда смерти» задела чёрных драконов, ослабленных тремя «Армагеддонами» - минус два бойца.
К шестнадцатому раунду от войск Эрика не осталось никого; Гилфорд находится при смерти, но вызывает на подмогу многочисленных костяных драконов, отравляющих чёрных. Безмозглые летающие скелеты в своём стремлении защитить повелителя оказывают ему плохую услугу, периодически занимая позицию рядом с ним, что позволяет чёрным драконам убивать сразу двух зайцев одним залпом напалма.
Очередная ошибка драколичей оказалась роковой для Гилфорда; через пару раундов были сожжены и они. Победа!
Получены достижения «Умник» и «Вестник Рагнарёка», первое место в таблице рекордов. Победу омрачает потеря двух чёрных драконов и недостижимый «Арахнофоб»…
Загружаю игру - предстоит уничтожить землеройку. После всего пройденного бой с ней кажется простым: красные драконы, феникс, злобные книги – и дело в шляпе. Однако я ухитрился проиграть сражение, вовремя не убрав красных драконов с края поля; они погибли под обрушившейся кровлей.
Вторая попытка, бой выигран без потерь, и я вновь спешу на встречу с Гилфордом, в этот раз решив во что бы то ни стало обойтись без потерь.
Это стало в целый день, причём Гилфорд вновь и вновь выигрывал сражение. То злодей обрушивал «Армагеддон» на первом же ходу, то развешивал над союзниками по три костяных бомбы сразу; время от времени минируя чёрных драконов.
Некроманты Эрика сошли с ума: воскрешали вампиров, а не чёрных рыцарей. Те, в свою очередь, моментально принимали форму летучей мыши – и гибли десятками от магических атак Гилфорда. Помимо этих бестолковых действий вампиры преграждали дорогу чёрным рыцарям, вынуждая их топтаться на месте, а не наносить урон боссу. Тем временем некроманты, истратившие свои способности «поднятия», вступали в бой, нанося урон своим же войскам.
Дошло до того, что чёрные драконы стали применять «Власть огня» по союзникам: пролетая над некромантами, уничтожали «помощников», бьющих без разбора по своим и чужим. В бесплодных попытках обойтись без применения магии и потерь прошёл целый день…
В конце концов, я махнул рукой на «Умника» - раз уж всё равно из-за паука не получить всех достижений - и вызвал три «Книги Зла». Гилфорд был уничтожен на четвёртом раунде; разумеется, без потерь.
Оказалось, что победа над четырьмя боссами ценится чуть выше победы над тремя – 1372 и 1366 очков соответственно.
(Причём я совершенно точно знаю: два потерянных в предыдущем бою дракона не оказали на финальный результат никакого влияния. Но об этом – в следующий раз, в отдельной статье.)
Вот и всё, «невозможная» игра за волхва пройдена; осталось всего ничего – пройти её за воина и скальда. До скорой встречи! Удачи всем вам!
P. S. Надеюсь, что описание двух следующих прохождений займёт у меня меньше времени; ведь не будет нужды описывать все квесты.
P.P.S. А может, всё же будет продолжение? В котором нам откроют Моршанские топи и позволят повоевать за нежить? «Продолжения не будет!» - говорите вы? Почему тогда Ван Таллин дарит в качестве призов предметы, так любимые вампирами? Куда исчез сбежавший от нас капитан Пустоглаз? Для чего на островах свободы присутствует недоступный корабль? Куда ведёт ход в подземельях Истерренга, перегороженный цепью? Почему доступна не вся территория Демониса? С чего бы это Ксеона, не получившая просьбы о помощи, навестила героя после победы? Чем закончилась охота на кракена у отца и брата главного героя? Наличие свитка с крайне любопытным заклинанием также наводит на размышления…
Помнится, на четвёртой локации Baldur’s Gate, в гостинице Friendly Arm Inn тоже был непонятный и на первый взгляд ненужный предмет… Оказавшийся таким важным в Throne of Bhaal! Подождём?